depkult depkult

25 июля - 20 августа
Выставка «Диалектика и метафизика города»
/живопись, графика, медиа/


Выставка «Диалектика и метафизика города» - это попытка рассказать о городе как особой реальности, вытесненной из природной среды, но в то же время стремящейся достичь в союзе с ней новой гармонии. С помощью разнообразных художественных языков и пластических трактовок – от абстракции до видео-арта – художники создают сложный, стереоскопический образ города, наполненный личными переживаниями, мыслями, чувствами, ощущениями.


Так, например, урбанистические абстрактные композиции Дмитрия Стрелкова формируют новый многомерный мир, подчиняя фактуру живописной поверхности законам музыкальной гармонии и вызывая ассоциации с джазовыми интерпретациями. Работы Андрея Шатилова, построенные на соединении масляной живописи и аппликационной техники, дают дополнительные слои прочтения авторского послания, обнажают многомерность восприятия. Образ города Дениса Пьянова трактуется художником в его исторической и экзистенциальной противоречивости: то, как цитадель современной цивилизации, надежное прибежище человека; то как кафкианский замок-муравейник. Выстраивая композиции на цветовых и фактурных контрастах, Хаджи-Мурад Алиханов часто обращается к теме взаимодействия современного техногенного мира людей и природы. Его город предстает одновременно фрагментарным и предельно целостным, он – часть самого автора, самоценен и сомасштабен своему создателю-человеку. В серии городских фасадов Ирины Богдановой, наряду с реалистическим воплощением пластики и освещения, присутствует отсылка к абстрактному построению композиции, к лаконичной геометрии цветовых пятен. В работах Юрия Студеникина читается позитивная ироничность подхода к видению города и его обитателей, воплощенная почти в монохромной гамме с легкими цветовыми акцентами. Михаил Рудник исследует экстремумы города-мегаполиса. Одна точка этой оси – небоскребы, деловой сити, где обычно очень важна вертикаль, и совсем не значимо небо. Другая - городские свалки, крайняя стадия сублимации города, его плоскостная ипостась. Художник, сохраняя верность традиции владимирской школы живописи, использует спектральные цвета, но понижает уровень декоративности и с помощью ритма, цветовой насыщенности и обобщения формы почти переходит на язык абстракции. Туманная зимняя Венеция Елены Гагариной подобна образу города, созданному Бродским в эссе «Fondamenta degli incurabili». Урбанистическая эстетика Инны Вольвак - это то, что можно увидеть и в просвете вагонов товарного состава, и за ржавыми воротами железнодорожной станции, и на покрытых граффити стенах промышленных построек окраины Милана. Санкт-Петербург Анны Сморыгиной реален и фантасмагоричен. Его дворы и подворотни сумрачны и безлюдны, и эта монументальная пустота – вакуум особого свойства. Василий Кротков стремится постичь бесконечную сущность города с помощью инструментов кубофутуризма, стараясь придать ему новое звучание. Артем Огурцов, уделяя внимание символике и семантике визуальных образов, прибегает к вербализации смыслов работ в их латинских названиях. Местность, в которой обитают герои Демьяна Ленкова, пронизана особым, почти сюрреалистическим настроением, знакомым по рассказам Н.В. Гоголя и М.Е. Салтыкова-Щедрина. В городских зарисовках Анны Бриллинг и Ольги Мясниковой присутствует непосредственное отражение быстро меняющейся городской среды, в характерной для течения Urban sketchers стилистике, связанной с мотивом недолговечности, спецификой выбора объектов отражения (элементов «мусорного пространства» по Р.Колхасу) и дальнейшей их эстетизацией. Юрий Царевский, напротив, отказываясь от современной городской атрибутики, исследует архетип вечного города, способный проявляться и в маленьких средневековых городах, и в индустриальных мегаполисах. Илья Изюмов создает мультимедийные образы, созвучные его пейзажной, близкой к импрессионизму, живописи. Подготовленный к выставке его короткометражный фильм о Москве вводит в атмосферу непрерывного танца визуальных фрагментов городской мозаики, игру рождающихся в стремительном потоке образов. Композиция видео-цикла «Цивилизация» Дмитрия Кравченко - это соединение фотографических изображений и звукового ряда, отсылающее к современному городу и его историческим праобразам. Смешение фотографий современных столиц, городских шумов и изображений древних архитектурных памятников творит особое вневременное пространство.


Благодаря стилевому и жанровому многоголосью в распоряжении зрителя оказывается целый спектр индивидуальных авторских интерпретаций, позволяющих еще раз внимательно вглядеться в горизонт, разглядеть неясные силуэты будущего человеческой цивилизации, города, искусства.


Кураторы: Ирина Богданова, Оксана Царевская


Участники: Хаджи-Мурад Алиханов, Ирина Богданова, Анна Бриллинг, Инна Вольвак, Елена Гагарина, Илья Изюмов, Дмитрий Кравченко, Василий Кротков, Демьян Ленков, Ольга Мясникова, Артем Огурцов, Денис Пьянов, Михаил Рудник, Анна Сморыгина, Дмитрий Стрелков, Юрий Студеникин, Юрий Царевский, Андрей Шатилов.


31 августа – 01 октября
«Утраченная Москва в 3D»
Совместно с Благотворительным Фондом Принца Майкла Кентского
/макеты, цифровые реконструкции/


Выставка посвящена одному из старейших исторических районов столицы — Китай-городу. На основе чертежей и обмеров, фотографий и схем, найденных в музеях, архивах и библиотеках Москвы, командой проекта были разработаны цифровые модели утраченных зданий. Посетители смогут увидеть их макеты, созданные при помощи технологии 3D печати. В экспозицию наряду с макетами войдет цифровая реконструкция Страстного монастыря, разработанная группой ученых МГУ им. М.В. Ломоносова, а также модель Зарядья, созданная картографом Александром Ивановым. Среди экспонатов представлены не только шедевры архитектуры, но и макеты рядовой жилой застройки, дающие представление об инфраструктуре района на период конца XIX-начала XX веков.


31 августа – 01 октября
В рамках параллельной программы VII Московской международной биеннале современного искусства
«Мой первый Ленин»
/живопись, графика, медиа, объекты/


В рамках Параллельной программы 7-й Московской международной биеннале современного искусства галерея «Беляево» представляет выставку «Мой первый Ленин».


Расхожая фраза «все мы родом из детства» в известном смысле означает, что есть некоторые символические фигуры, имена и особые обстоятельства, которые, хотим мы того или нет, формируют не только коллективную память, но и память сугубо личную. Имя Ленина, кажется, давно уже кануло в небытие, но стоит его произнести, как возникает устойчивая цепь психофизиологических реакций, и мы, будто на машине времени, переносимся в наше недалекое по вселенским меркам прошлое. Снимая внутреннюю цензуру (внешняя давно уже снята), мы размышляем над этим феноменальным наваждением. В свое время ходили легенды о том, что даже профессионал, член Союза художников, мог изображать Ленина только с письменного разрешения соответствующих органов. В этом и заключается исходный посыл, эзотерическая основа проекта. «Мой первый Ленин» ‒ реконструкция вожделенного момента обладания некой тайной, возможность вкусить запретный плод «настоящего» искусства для нас, тогда еще учеников школьных изостудий. Это очень личное, интимное переживание, перенесенное из прошлого в настоящее, что-то вроде попытки синтезировать воспоминание о своих первых детских шагах, первом слове, первом свидании. А главное, у каждого из нас свой уникальный опыт, свой «первый Ленин».


Художники: Марина Звягинцева, Наталия Зинцова, Алексей Иорш, Сергей Катран, Олег Кошелец, Андрей Кузькин, Лиза Морозова, Антон Ольшванг. Александр Подосинов, Михаил Рошняк, Александр Савко, Леонид Сохранский, Витас Стасюнас, Юрий Хоровский, Сергей Чернов, Ирина Штейнберг, Сергей Шеховцов


Кураторы: Сергей Чернов, Олег Кошелец



31 августа – 01 октября
В рамках параллельной программы VII Московской международной биеннале современного искусства
выставка «Луддиты»
/Россия, Чехия/
/живопись/


В рамках Параллельной программы 7-й Московской международной биеннале современного искусства галерея «Беляево» представляет выставку «Луддиты».


Какие мотивы были главными у работников английских фабрик, разрушающих текстильные станки в марте 1811 года? Рассматривая луддитов исключительно как противников новых технологий, мы упускаем из виду множество деталей. Движение без лидера, оно быстро набрало обороты по всей Англии. Но причины, по которым работники стали разбивать станки, были различны: это и угроза потери рабочего места в условиях всеобъемлющей бедноты, и рациональное стремление использовать те навыки, на получение которых было потрачено много времени. Это и человеческое нежелание быть замененным механизмом, и энергия толпы, которой невозможно противостоять, и тебе остается только присоединиться. Или удар по текстильному станку был единственным способом обратить внимание работодателей на условия, в которых ты работаешь? Или быть луддитом - значит стремиться работать в прежнем темпе в тот момент, когда весь мир ускоряется?


Может ли отказ говорить на языке глобального современного искусства быть такой же практикой сопротивления? Может ли реализм быть таким же ударом по ткацкому станку современного выставочного производства? «Луддиты» объединят в себе работы представителей двух художественных сцен Праги и Уфы, где живопись занимает совершенно различные позиции.


Луддитами в повседневной речи также называют людей, не готовых или не способных смириться с новыми технологиями. Начиная с 2014 года, галерея «Беляево» является частью Объединения выставочных залов Москвы - проекта, призванного вернуть культуру в отдаленные районы Москвы. Сокращениям сотрудников галереи «Беляево», неотъемлемой части процесса повышения эффективности отрасли, будет посвящена работа художницы Алисы Олевой.


Участники:
Василий Артамонов (Прага, Чехия)
Алексей Клюйков (Прага, Чехия)
Доминик Форман (Прага, Чехия)
Тимофей Дорофеев (Уфа, Россия)
Ольга Цимболенко (Уфа, Россия)
Алиса Олева (Москва, Россия / Лондон, Великобритания)


Куратор: Мария Сарычева (р. 1991, Уфа, живет и работает в г. Москва, Россия)


Выставочный проект организован при поддержке Посольства Чешской Республики в Москве и Чешского центра в Москве.



9 июня – 9 июля
Международный художественный проект
«Вдоль Великого Шелкового пути. С Запада на Восток»
/Россия, Италия, Китай/


9 июня в галерее «Беляево» Объединения «Выставочные залы Москвы» открывается международная выставка «Вдоль Великого Шелкового пути. С Запада на Восток», в которой принимают участие художники Италии, России и Китая.


В основе проекта - идея возрождения древнего маршрута, соединившего когда-то Европу и Азию. Проложенный во II веке до н.э. Великий Шелковый путь не только способствовал установлению торговых связей между Западом и Востоком, но и открыл миру разнообразие культур проживающих здесь народов.


Со строительством современной скоростной автотрассы «Европа – Западный Китай», которая пройдет на многих участках по следам древней караванной дороги, процесс изучения взаимовлияния и взаимопроникновения обычаев и традиций, проникновения культурных ценностей, художественных практик становится как никогда актуальным. Символично, что как в маршрутах Великого Шелкового пути, так и в одноименном художественном проекте ключевую позицию занимает Россия, ее в проекте представляет Республика Башкортостан: благодаря своему географическому и этнокультурному положению она является «золотой серединой» в пространстве диалога между культурами Востока и Запада.


Три истории, три разных взгляда на мир можно будет увидеть в галерее «Беляево» на выставке «Вдоль Великого Шелкового пути. С Запада на Восток» в работах российских художников из Башкортостана, европейских - из Италии и восточных - из Китая. Экспозиционно маршрут выстраивается от типичного восточного реалистического искусства до европейского дизайн-арта. Наряду с живописными работами на выставке будут представлены бронзовые бюсты национальных героев тех стран, вдоль которых проходил Великий Шелковый путь (автор - известный скульптор из Башкортостана, член Совета Федерации Федерального Собрания РФ Рафаил Зинуров), а также две авторские этноколлекции одежды и аксессуаров, созданные по мотивам сюжетов картин башкирской художницы Раушании Бадретдиновой и группы итальянских художников (дизайн-проекты «Сошедшие с картин» и «KorovaMilk»).


Проект инициирован культурной Ассоциацией Qualitaly (Турин, Италия), организатором программ международного сотрудничества в рамках Всемирной выставки MilanEXPO, при участии Полномочного представительства Республики Башкортостан при Президенте РФ, Всемирной Федерации китайской живописи и каллиграфии. В Москве проект реализуется при поддержке Департамента культуры города Москвы и Объединения «Выставочные залы Москвы».


В рамках проекта в Москве пройдут выставки на других площадках: 8 - 22 июня 2017 года – в галерее «ArtTime» (ул. Кузнецкий мост. 12, арт-пространство 333, м. «Кузнецкий мост»); 8 - 22 июня 2017 года в галерее гостиницы «Космос» (ул. С.Эйзенштейна, 2 этаж, зал 7, м. «ВДНХ»), здесь также пройдет благотворительный аукцион по продаже картин в пользу башкирского образовательного фонда «Мархамат», оказывающего помощь детям-инвалидам.


07 апреля – 04 июня
Выставка «Художники Союза»
к 85-летию Московского Союза художников

Образность истории Московской организации Союза художников совпадает с историей нашей страны, она вся состоит из личностей, но сегодня недостаточно рассуждать об индивидуальностях, наступило время открывать новую целостность и новые органические связи. Маршрут сквозь историческую реальность, прокладываемый этим большим организмом Союза художников, никогда не был линейным, в нем всегда присутствовали тщательно продуманные стратегии, но с открытым финалом. Чувство времени, которому подчиняется этот эпос, совершенно невозможно воспринимать в линейной последовательности – здесь требуются совершенно иные пространственные модели – не пространство научной мысли, не пространство рационального взгляда, но пространство экспериментальной образности, эмоционального живого сочувствия, позволяющее структурировать этот поток художественных миров и событий.


Архивно-художественный раздел, живописные работы признанных мастеров советского искусства из коллекции МСХ и частных собраний, произведения современных авторов, членов Московского Союза художников. Зритель, переходящий от одного сегмента экспозиции к следующему, в этой сложной художественной топографии становится принадлежащим единому сценарию не только через личное переживание, но и через смысловой опыт самого перемещения вдоль линии судьбы визуальной культуры.


В рамках выставки «Художники Союза» в галерее «Беляево» будут представлены архивные документы, фотографии, связанные со становлением и развитием Московской организации Союза художников, живописные работы мастеров советского искусства из коллекции МСХ и частных собраний, а также произведения современных авторов, членов Московского Союза художников.


Кураторская группа – Виталий Пацюков, Наталья Цветкова, Юлия Балдина, Ольга Тихонова.
Участники – Аркадий Пластов, Илья Табенкин, Андрей Васнецов, Наталья Нестерова, Наталья Касаткина, Алексей Каменский, Виктор Эльконин, Эдуард Браговский, Аркадий Петров, Павел Никонов, Олег Филатчев, Александр Ситников, Ольга Булгакова, Виктор Глухов, Вадим Кулаков, Павел Отдельнов и другие.


При поддержке Московского Союза художников (МСХ) Российской Академии художеств (РАХ)